Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Москва, ул. Орджоникидзе, 3
Тел. (495) 954-1271  вн. 3-808

 e-mail: nich@rad.pfu.edu.ru

This Logo Viewlet registered to qPloneSkinSchools product
Персональные инструменты

Ход выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".

Ход выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии 16.10.2017г. № 14.572.21.0007 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 2 в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 выполнялись следующие работы:

Состав и содержание работ на отчетном этапе

1) Подготовка Раздела 2 сводного доклада о современном состоянии МНТС, включая анализ перспективных направлений и форм научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, в том числе в сфере развития научно-исследовательской инфраструктуры.

1.2 Разработка критериев и принципов выбора тематических приоритетов сотрудничества в отношении целевых стран.

1.3 Анализ действующей нормативно-правовой базы МНТС в Российской Федерации и выявление барьеров, препятствующих эффективному МНТС

1.4 Анализ и оценка положительного и отрицательного влияния глобальных вызовов на МНТС.

1.5 Анализ МНТС в разрезе фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности.

1.6 Анализ целесообразности формализации и актуализации международных соглашений по исследовательской инфраструктуре

1.7 Анализ применяемых инструментов поддержки международной мобильности научных кадров.

1.8 Анализ баланса трансфера прав на технологии и иные результаты интеллектуальной деятельности, экспорта высокотехнологичных продуктов (товаров, услуг).

1.9 Анализ ограничений и рисков, связанных с МНТС.

1.10 Анализ состояния МНТС в регионах Российской Федерации

1.11 Подготовка сводного доклада о современном состоянии МНТС, в том числе предложений по перспективным направлениям и формам научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, включая развитие научно-исследовательской инфраструктуры.

1.12 Разработка алгоритмов обработки и хранения данных результатов анализа современного состояния МНТС и согласование алгоритмов с Минобрнауки России.

1.13 Апробация алгоритмов обработки и хранения данных результатов анализа современного состояния МНТС.

1.14 Формирование электронной базы данных результатов проведенных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и инновационного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и текущего состояния отечественного научно-технологического развития по выявленным перспективным направлениям исследований и разработок.

2) Разработка проекта Концепции МНТС.

2.1 Конкретизация целей и задач государственной политики в сфере МНТС

2.2 Разработка и утверждение структуры проекта Концепции МНТС.

2.3. Разработка тезауруса для проекта Концепции МНТС

2.4. Разработка системы показателей эффективности и мониторинга для оценки МНТС

2.5. Разработка проекта Концепции МНТС в соответствии с утвержденной структурой

2.6. Разработка предложений для Минобрнауки России по формированию экспертных групп с участием представителей МИД России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, прочих заинтересованных ведомств, фондов поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, научных организаций и вузов, принимающих активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

2.7. Экспертная апробация проекта Концепции МНТС и (или) ее составных частей.

2.8. Корректировка проекта Концепции МНТС на основе предложений и рекомендаций по результатам открытых публичных экспертных обсуждений.

3) Разработка проекта Плана и предложений по развитию МНТС с учетом задач, поставленных в СНТР

3.1. Разработка проекта Плана, включая предложения по:

3.1.1. актуализации и формализации международных соглашений в соответствии с результатами анализа текущего состояния МНТС;

3.1.2. развитию механизмов реализации международных много- и двусторонних программ и проектов и участия в них российских ученых и исследовательских групп.

3.1.3. развитию крупных международных научных проектов на территории страны и мероприятия по привлечению к участию в них зарубежных ученых и исследовательских групп;

3.1.4. совершенствованию нормативно-правового регулирования МНТС;

3.1.5. координации механизмов поддержки МНТС на уровне субъектов Российской Федерации;

3.1.6. развитию инструментов международной мобильности научных кадров.

3.1.7. расширению доступа к исследовательским инфраструктурам в странах БРИКС;

3.2. Подготовка предложений по направлениям интеграции российской науки в мировое научно-техническое и научно-технологическое пространство, включая предложения по:

3.2.1. формализации и актуализации международных соглашений по исследовательской инфраструктуре;

3.2.2. участию российских организаций в международных системах научно- технологического прогнозирования;

3.2.3. участию российских исследователей в международных системах научно-технической экспертизы;

3.2.4. совершенствованию механизмов информационного обмена с зарубежными партнерами в научно-технической сфере;

3.3. Подготовка предложений по использованию инструментов МНТС в сфере высшего образования с целью вовлечения студентов, аспирантов и преподавателей вузов в международную научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

3.4. Разработка предложений по формированию модели научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии.

3.5. Разработка предложений по участию российской научной диаспоры в МНТС Российской Федерации.

3.6. Подготовка предложений по открытому использованию международных многосторонних площадок для выхода на глобальные рынки знаний и технологий, в том числе таких, как Союзное государство России и Белоруссии, ЕАЭС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия – Европа» (АСЕМ), Восточноафриканское сообщество (ВАС), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Диалоговое партнерство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др., включая предложения по направлениям и формам участия Российской Федерации в разработке технологических стандартов, способствующих повышению ее роли в формировании новых рынков.

3.7. Разработка предложений по участию Российской Федерации в межправительственных и межведомственных комиссиях, комитетах, рабочих группах и иных структурах, осуществляющих координацию МНТС.

3.8. Разработка предложений по форматам заключения международных договоров о научно-техническом сотрудничестве, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

3.9. Апробация предложений по расширению доступа к исследовательским инфраструктурам БРИКС.

3.10. Актуализация предложений по инструментариям МНТС (по запросу Заказчика).

3.11. Экспертная апробация проекта Плана реализации МНТС и его составных частей.

3.12. Актуализация проекта Плана на основе предложений и рекомендаций по результатам проведения открытых публичных экспертных обсуждений.

4) Разработка технико-экономического обоснования проекта Плана.

5) Разработка рекомендаций по нормативно-правовому и организационному обеспечению  корректировки научно-технологических приоритетов исследований и  разработок Российской Федерации с учетом стратегических задач и вызовов развития российской экономики, геополитических рисков, глобальных технологических трендов.

При этом были получены следующие результаты:

Первой задачей на данном этапе являлось разработка критериев и принципов выбора тематических приоритетов сотрудничества в отношении целевых стран. Было определено, что к принципам выбора тематических приоритетов и организационных форм МНТС относятся:

-                    направленность на решение общих стратегических задач;

-                    выбор ограниченного числа тематических приоритетов в целях концентрации на них имеющихся ресурсов;

-                    возможность успешной реализации конкурентных преимуществ страны за счет  МНТС;

-                    наличие достаточного научно-технологического потенциала для реализации тематических приоритетов;

-                    учет глобальных социально-экономических и научно-технологических вызовов  и трендов.

К критериям выбора тематических приоритетов МНТС, характеризующих их востребованность, относятся:

-                    возможность повышения уровня конкурентоспособности национальных производителей на внутренних и внешних рынках;

-                    важность для значительного числа секторов и отраслей экономики;

-                    значимость для междисциплинарных научно-технологических направлений;

-                    обеспечение технологической безопасности;

-                    создание новых высокотехнологичных рабочих мест;

-                    решение ряда социальных проблем;

-                    привлекательность для бизнеса и др.

К критериям выбора тематических приоритетов МНТС, раскрывающих потенциал для их реализации, относятся:

-                    состояние научно-производственной специализации страны;

-                    текущий уровень МНТС, представленность различных партнеров;

-                    имеющиеся ресурсы для реализации МНТС в тематических приоритетах (объем внутренних затрат на исследования и разработки по областям науки, характеризующие степень важности развития той или иной области в стране, программы, проекты, организации, выполняющие исследования и разработки);

-                    имеющиеся научные и технологические заделы в тех или иных приоритетах;

-                    научно-технологическая инфраструктура;

-                    состояние производственной базы.

Для реализации задачи анализ действующей нормативно-правовой базы МНТС в Российской Федерации и выявления барьеров, препятствующих эффективному МНТС, в части межправительственных соглашений Российской Федерации о НТС с зарубежными странами. При проведении анализа была осуществлена выборка отдельных международных договоров (соглашений) о научно-техническом сотрудничестве, и на их примере проанализировано текущее состояние нормативно-правовой базы МНТС в Российской Федерации в части межправительственных соглашений Российской Федерации с зарубежными странами, выявлены барьеры, препятствующие эффективному МНТС, а также возможные пути устранения таких барьеров.

В рамках анализа действующей нормативно-правовой базы МНТС в Российской Федерации и выявление барьеров, препятствующих эффективному МНТС, были выявлены и обобщены уже апробированные в мировой практике пути разрешения сложностей развития научного сотрудничества, аналогичных существующим  в Российской Федерации, что далее позволило подробно изучить перспективные направления научно-технического сотрудничества, в том числе в сфере развития научно-исследовательской инфраструктуры МНТС в Российской Федерации, с целью выявления их потенциала и недостатков.

В части анализа МНТС в разрезе фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности основное внимание уделяется структурам эволюции структуры глобального научного сотрудничества в течение последнего исторического периода. Среди множества подходов к измерению такого сотрудничества мы решили исследовать эволюцию международной сети соавторов в течение 25-летнего периода (с 1991 по 2016 год). Была построена серия сетей основных международных партнеров по соавторству, с использованием данных, полученных из базы данных Scopus Elsevier.

Еще одной задачей проекта был анализ целесообразности формализации и актуализации международных соглашений по исследовательской инфраструктуре. Так, с целью анализа существующих соглашений по исследовательской инфраструктуре, были рассмотрены все действующие межправительственные соглашения о научном и научно-техническом сотрудничестве, отобранные из полного перечня межправительственных соглашений, путем выявления в них разделов, относящихся к научному и научно-техническому сотрудничеству.

Эти соглашения, практически, задают базовые рамки МНТС с отдельно взятой страной. На следующем этапе развития и детализации отношений (например, в рамках проведения скоординированных конкурсов или регулирования деятельности совместной ИИ) происходит заключение межведомственных соглашений, которые вписываются в уже существующую (т.е. формализованную) систему МНТС с конкретной страной. Их число и степень проработанности служат индикатором эффективности установленного сотрудничества с зарубежным партнером.

Дальнейшей задачей проекта было исследование ограничений и рисков, связанных с МНТС. В ходе исследования Исполнителем было выделено три основные группы.

Первая группа – это риски, присущие любому научному исследованию, например: ошибки в выборе направления и тематики исследования, ошибки при определении размеров финансирования, приборной базы и т.д.

Вторая группа – риски, возникающие при организации и проведении коллаборативных исследовательских проектов, то есть проектов, в реализации которых принимают участие несколько структур, включая научные, промышленные, финансовые и т.д. В данном случае к рискам первой группы добавляются риски, связанные с ошибками в выборе партнеров, которые могут оказаться неспособными выполнить свою часть работы. Существует также риск в распределении ответственности за выполнение отдельных этапов работы и прав на использование результатов совместной деятельности.

Третья группа – риски, присущие, в основном, международным научно-исследовательским проектам. К этой группе, помимо рисков, относящихся к первым двум группам, следует отнести специфические риски, связанные со следующими международными аспектами:

1) недостаток информации относительно компетенций иностранного партнера. Как следствие, возникает риск переоценки его возможностей и невыполнения проекта в целом.

2) возможность утраты прав на некоторые объекты интеллектуальной собственности. Соответствующий риск может возникнуть в случае, если вклад одной из сторон заключался в использовании в рамках проекта полученных ранее научных результатов;

3) корпоративные и национальные особенности зарубежного партнера (фиксирование и переоценка собственных незначительных результатов, применение устных договоренностей при распределении ответственности, методы организации работ и т.д.). Такие особенности в целом могут привести к трудностям в управлении проектом, утрате темпов проведения исследования;

4) большое количество участников международного проекта. В таком случае могут возникнуть трудности в управлении проектом и достижении поставленной цели.

В части анализа состояния МНТС в регионах Российской Федерации Исполнителем было рассмотрено текущее состояние МНТС в регионах Российской Федерации в части программ и проектов. Для этого Исполнитель произвел выборку регионов. При проведении выборки регионов, в качестве критериев типологизации послужили географическое расположение региона (относительно государственной границы России), геоэкономическое положение, социально-экономический и научно-технический потенциал региона. 

В число анализируемых Исполнителем регионов вошли: Новосибирская область, Томская область, Республика Татарстан, Ростовская область, Приморский край, Свердловская область, Иркутская область, Смоленская область, Краснодарский край, Мурманская область, Калининградская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Хабаровский край, Ненецкий автономный округ, Чеченская Республика.

Для выполнения задачи разработка алгоритмов обработки и хранения данных результатов анализа современного состояния МНТС и согласование алгоритмов с Минобрнауки России, Исполнителем НИР разработаны алгоритмы обработки и хранения данных результатов анализа современного состояния МНТС, в части формирования полей метаданных и справочной информации. За основу взяты результаты анализа современного состояния МНТС, полученные при выполнении НИР 2017 г. Данные проанализированных материалов были систематизированы и классифицированы. Была разработана структура хранения данных. В структуре были выделены следующие основные категории данных: документы, международные организации, зарубежные страны-партнеры МНТС РФ, исследовательские организации зарубежных стран, инструменты МНТС. Были сформированы поля метаданных для каждой категории. Поля метаданных включают следующие сведения: страна, наименование на русском языке, аименование на иностранном языке, сокращенное обозначение, курирующее (-ие) ведомство (-ва), интернет ресурс, год учреждения, период действия, аннотация(описание деятельности, область исследований).

Далее была проведена апробация алгоритмов обработки и хранения данных результатов анализа современного состояния МНТС. Проведена проверка работоспособности, реализованных функциональных возможностей и эксплуатационных характеристик разработанной системы обработки и хранения данных результатов анализа современного состояния МНТС. К проведению апробации были привлечены специалисты различных подразделений НИУ ВШЭ. Апробация проводились на рабочих местах специалистов в соответствии с разработанной инструкцией.

Осуществлена практическая проверка механизма наполнения базы данных результатами анализа современного состояния МНТС. Ввод и редактирование данных производится лицами, имеющими статус администраторов и редакторов базы данных.

Результаты проведенных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и инновационного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и текущего состояния отечественного научно-технологического развития по выявленным перспективным направлениям исследований и разработок были систематизированы и структурированы, что позволило сформировать электронную базу данных и определить ее структуру.

Для реализации задачи  разработка проекта Концепции МНТС Исполнителем были конкретизированы цели и задачи государственной политики в сфере МНТС, разработана и утверждена структура проекта Концепции МНТС, разработан тезаурус для проекта Концепции МНТС.

Данное исследование было дополнено  разработкой системы показателей эффективности и мониторинга для оценки МНТС. Исполнитель работ составил структуру системы показателей необходимых для оценки эффективности и мониторинга международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. Показатели должны отражать информацию о всех участниках МНТС, масштабах сотрудничества, включая кадровые и финасовые ресурсы, а также результаты данной деятельности. В структуру было включено 7 основных блоков показателей таких, как:

1.                 Организации – участники международного научно-технического сотрудничества.

2.                 Кадровый потенциал:

2.1            Кадровые ресурсы, участвующие в МНТС.

2.2            Международная мобильность научных кадров.

2.3            Подготовка кадров.

2.4            Подготовка кадров высшей квалификации.

3.                 Финансовые ресурсы.

4.                 Научно-исследовательская и инновационная инфраструктура.

5.                 Взаимоотношения отечественной и международной научно-технологической среды.

6.                 Результаты научно-технической и инновационной деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества:

6.1            Публикационная активность.

6.2            Патентная активность.

6.3            Трансфер технологий и услуг технического характера с зарубежными странами.

6.4            Инновационная деятельность.

7.                 Научная дипломатия.

Для реализации задачи по разработке предложений для Минобрнауки России по формированию экспертных групп с участием представителей МИД России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, прочих заинтересованных ведомств, фондов поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, научных организаций и вузов, принимающих активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве Исполнитель работ подготовил предложения по формированию экспертных групп для приглашения на заседание по обсуждению проекта Концепции МНТС. Для включения в список участников заседания были предложены представители МИД России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, прочих заинтересованных ведомств, фондов поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, научных организаций и вузов, принимающих активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве. В соответствии с Соглашением было проведено несколько экспертных обсуждений Концепции МНТС. Составы экспертов были согласованы с Министерством науки и высшего образования РФ. К участию в экспертных обсуждениях были привлечены представители МИД России, Минобрнауки Росии, Минэкономразвития России, прочих заинтересованных ведомств.  Перед проведением заседаний всем участникам обсуждения были разосланы информационные материалы, содержащие повестку дня мероприятия и проект Концепции МНТС. Пакет информационных материалов был также предоставлен всем участникам на бумажном носителе в день проведения заседания.

В рамках экспертной апробации проекта Концепции МНТС и ее составных частей, а также корректировке проекта Концепции МНТС на основе предложений и рекомендаций по результатам открытых публичных экспертных обсуждений  Исполнитель провел экспертную апробацию проекта Плана развития МНТС и его составных частей. Для этого Исполнитель:

– провел работу по организации совещания по экспертной апробации проекта Плана развития МНТС и его составных частей;

– в целях актуализации проекта Плана развития МНТС осуществил сбор предложений от федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВы), фондов поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, научных организаций и вузов, принимающих активное участие в МНТС;

– разработал Протоколы экспертных апробаций проекта Плана развития МНТС;

– подготовил сводную таблицу по всем поступившим предложениям и рекомендациям по итогам проведения открытых публичных экспертных слушаний– «Предложения и рекомендации по результатам проведения открытых публичных экспертных слушаний»;

– провелактуализацию проекта Плана развития МНТС на основе поступивших предложений и рекомендаций, отраженных в сводной таблице, по результатам открытых публичных экспертных обсуждений.

Для подготовки экспертной апробации и подготовки соответствующих протоколов Исполнитель:

– подготовил проект письма-приглашениядля направления во все заинтересованные ФОИВов, фонды поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, научных организаций и вузов, принимающие активное участие в МНТС;

– подготовил повестку заседания по первой экспертной апробации проекта Плана развития МНТС;

– обеспечил направление соответствующей информации и материалов всем участникам экспертной апробации проекта Плана развития МНТС;

– обеспечил сбор информации от всех участников экспертной апробации проекта Плана развития МНТС, включая информацию по участию представителей соответствующих организаций, а также предложения по доработке проекта Плана развития МНТС.

На заключительном этапе был разработан проект Плана и предложений по развитию МНТС с учетом задач, поставленных в СНТР. В него вошли предложения по актуализации и формализации международных соглашений в соответствии с результатами анализа текущего состояния МНТС, развитию механизмов реализации международных много- и двусторонних программ и проектов и участия в них российских ученых и исследовательских групп, развитию крупных международных научных проектов на территории страны и мероприятия по привлечению к участию в них зарубежных ученых и исследовательских групп и совершенствованию нормативно-правового регулирования МНТС. Обобщены направления координации механизмов поддержки МНТС на уровне субъектов Российской Федерации, развитию инструментов международной мобильности научных кадров ирасширению доступа к исследовательским инфраструктурам в странах БРИКС.

Основываясь на проведенном анализе, Исполнителем было установлено, что возможно провести классификацию двусторонних соглашений в сфере МНТС, исходя из уровня участников, заключивших данные соглашения. К наиболее высокому уровню относятся межправительственные соглашения, когда субъектами выступают Правительства стран. Следующий уровень – межведомственный – когда заключаемые соглашения координируются на уровне соответствующих министерств и ведомств. Далее, на третьей ступени располагаются соглашения межинституционального уровня, сторонами которых являются научные организации (совместные институты и научные проекты, научные школы, создание и эксплуатация исследовательских установок, научные группы, научные и административные советы). Наконец, четвертый уровень - уровень частного (индивидуального) взаимодействия между индивидуумами, заключающими соответствующее соглашение с организацией другой страны (участие в конкурсах других стран, участие в научных коллаборациях на индивидуальной основе).

По результатам проведенного Исполнителем анализа действующей нормативно-правовой базы МНТС в Российской Федерации и выявления барьеров, препятствующих эффективному МНТС, а также анализа целесообразности формализации и актуализации международных соглашений по исследовательской инфраструктуре, были сделаны выводы о текущем состоянии МНТС по данному направлению. Целью данного этапа работ является формирование конкретных предложений и рекомендаций с учетом сделанных ранее выводов.

Исследовательским коллективом подготовлены предложения по направлениям интеграции российской науки в мировое научно-техническое и научно-технологическое пространство, включая темы формализации и актуализации международных соглашений по исследовательской инфраструктуре, участия российских организаций в международных системах научно- технологического прогнозирования, участия российских исследователей в международных системах научно-технической экспертизы исовершенствования механизмов информационного обмена с зарубежными партнерами в научно-технической сфере. Также разработаны предложения по использованию инструментов МНТС в сфере высшего образования с целью вовлечения студентов, аспирантов и преподавателей вузов в международную научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Отдельно рассмотрены вопросы формирования модели научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии и поощрения участия российской научной диаспоры в МНТС Российской Федерации.

В процессе работ подготовлены предложения по открытому использованию международных многосторонних площадок для выхода на глобальные рынки знаний и технологий, в том числе таких, как Союзное государство России и Белоруссии, ЕАЭС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия – Европа» (АСЕМ), Восточноафриканское сообщество (ВАС), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Диалоговое партнерство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др., включая предложения по тематике и формам участия Российской Федерации в разработке технологических стандартов, способствующих повышению ее роли в формировании новых рынков

Разработаны предложения по участию Российской Федерации в межправительственных и межведомственных комиссиях, комитетах, рабочих группах и иных структурах, осуществляющих координацию МНТС.

На текущем этапе разработаны предложения по форматам заключения международных договоров о научно-техническом сотрудничестве, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, апробированы предложения по расширению доступа к исследовательским инфраструктурам БРИКС и актуализированы предложения по инструментариям МНТС.

Исследовательским коллективом произведена экспертная апробация проекта Плана реализации МНТС и его составных частей, вследствие чего проект Плана был актуализирована основе предложений и рекомендаций по результатам проведения открытых публичных экспертных обсуждений.

В завершающей части второго этапа было разработано технико-экономическое обоснование проекта Плана. В рамках выполнения работ по данной задаче, с целью составления предложений по доработке проекта Технико-экономического обоснования проекта Плана развития МНТС России (до 2024 года и на дальнейший период до 2035 года), Исполнителем был проведен анализ указанного документа, на основе которого были сформированы предложения по его доработке.

 Далее были сформированы рекомендации  по нормативно-правовому и организационному обеспечению  корректировки научно-технологических приоритетов исследований и  разработок Российской Федерации с учетом стратегических задач и вызовов развития российской экономики, геополитических рисков, глобальных технологических трендов.

 

Действия с Документом