Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Москва, ул. Орджоникидзе, 3
Тел. (495) 954-1271  вн. 3-808

 e-mail: nich@rad.pfu.edu.ru

This Logo Viewlet registered to qPloneSkinSchools product
Персональные инструменты

Ход выполнения проекта в рамках ФЦП

Ход выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии 16.10.2017г. № 14.572.21.0007 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 1 в период с 17.10.2017 по 31.12.2017 выполнялись следующие работы:

Состав и содержание работ на отчетном этапе

1) Подготовка сводного доклада о современном состоянии программ МНТС ведущих и развивающихся стран мира.

1.1 Актуализация сводных материалов к докладам (по запросу Минобрнауки России).

1.2 Анализ стратегических документов в сфере международного научно-технического сотрудничества, принятых:

- в развитых странах Европы;

- в странах АТР (в том числе США и Канаде);

- в странах Латинской Америки;

-в странах БРИКС.

1.3 Анализ роли, форм и перспектив научной дипломатии.

2) Подготовка Раздела 1 сводного доклада о современном состоянии МНТС, части анализа перспективных направлений и форм научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, в том числе в сфере развития научно-исследовательской инфраструктуры.

2.1 Анализ мировых трендов и лидеров научно-технологического развития по перспективным направлениям исследований и разработок, в том числе обобщения доступных данных:

- наукометрических данных, в том числе, международных систем научного цитирования (для выявления перспективных областей);

- патентных ландшафтов и патентной информации, для выявления потенциальных рынков, имеющихся барьеров выхода на них и (или) возможностей кооперации, в том числе на взаимовыгодной финансовой основе в сфере технологического трансфера;

2.2 Определение целевых стран МНТС Российской Федерации, целей и

задач МНТС в разрезе групп стран:

- промышленно-развитые;

- развивающиеся;

-приоритетные с точки зрения приграничного и регионального развития, на основе обобщения доступных данных:

 объемов экспорта и импорта высокотехнологичной продукции (товаров, услуг) для выявления приоритетов кооперации в сфере инноваций;

 нормативного и технического регулирования;

 политических и стратегических документов, определяющих вызовы и приоритеты каждой из стран, их сопоставление с «большими вызовами» и приоритетами научно-технологического развития СНТР;

 исследовательской, инженерной и производственной инфраструктуры и возможности взаимовыгодной кооперации в сфере ее использования и (или) развития;

 принадлежности к политическим и экономическим межгосударственным союзам и объединениям, политических и стратегических документов каждой из стран;

 исследовательской инфраструктуры и возможности взаимовыгодной кооперации в сфере ее использования и (или) развития.

2.3. Анализ текущего состояния МНТС с отдельными странами, объединениями стран и международными организациями с акцентом на перспективных направлениях исследований и разработок и странах-приоритетах внешней политики Российской Федерации

2.4. Оценка эффективности действующих форм и инструментов МНТС.

2.5. Анализ потребностей и возможностей расширения доступа к исследовательским инфраструктурам стран БРИКС.

2.6. Оценка роли российской научной диаспоры за рубежом в сфере МНТС

3) Разработка комплекса рекомендаций по определению приоритетов научно технического сотрудничества Российской Федераци в контексте мировых технологических трендов и возможностей научно-технологической инфраструктуры трансфера технологий.

4) Подготовка предложений по совершенствованию инструментов мониторинга системы взаимоотношений Российской Федерации с международной научно-технологической средой

При этом были получены следующие результаты:

Первой задачей проекта являлось исследование существующего мирового опыта создания и реализации программ МНТС ведущих и развивающихся странах мира, а также инфраструктуры международной научной деятельности различных государств. Это позволило выявить и обощить уже апробированные в мировой практике пути разрешения сложностей развития научного сотрудничества, аналогичных существующим

в Российской Федерации, и далее позволило подробно изучить текущее состояния механизмов и инфраструктуры МНТС в Российской Федерации, с целью выявления их потенциала и недостатков.

В первую очередь были проанализированы стратегические документы международного научно-технического сотрудничества, принятых в развитых странах Европы, в странах АТР (в том числе США и Канада), в странах Латинской Америки, в странах БРИКС. Анализ зарубежных стратегических документов в сфере МНТС позволил выделить три группы стран исходя из уровня принятых в них стратегических документов и их структурирования – «Страны с наличием отдельного стратегического документа о международном научно-техническом сотрудничестве», «Страны с наличием документа о региональном научно-техническом сотрудничестве» и «Страны, политика которых в области международного научно-технического сотрудничества сформулирована в рамках национальных стратегий развития науки и технологий». При этом было выявлено, что отсутствие отдельного документа по МНТС не означает отсутствие активности в этой области, тем не менее, в странах, имеющих государственную стратегию МНТС, существенно выше уровень координации и структурированности международной научно-исследовательской деятельности. У ряда государств, где политика в области МНТС является важным элементом внутренней и внешней политики, действует несколько взаимодополняющих документов на разных уровнях (государственном и ведомственном и/или глобального и регионального характера).

Таким образом, анализ стратегических документов в сфере МНТС, принятых в развитых странах Европы, АТР (включая США и Канаду), Латинской Америки и странах БРИКС, был сделан на основе классификации таких документов, исходя из их структурирования и роли в общей системе стратегического планирования стран; их согласованности и сбалансированности по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации; а также ведомственной принадлежности.

Следующей задачей проекта был анализ возможностей и роли «научной дипломатии» в процессах МНТС и выработаны определенные рекомендации по развитию данного направления в РФ. Наиболее важными из них авторы посчитали сочетание «нематериальных» предложений, таких как ввод общественно-государственного звания «Посол российской науки», присуждение ежегодной общественной премии в области научной дипломатии и организации на базе одного из ведущих в научном отношении учреждений Клуба научной дипломатии с постоянными семинарами, так и административно функциональные изменения, такие как формирование при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Комиссию по научной дипломатии и МНТС (с участием представителей МИД РФ, Минобрнауки РФ, представителей РАН, ведущих вузов, Россотрудничества), разработку долгосрочной стратегии развития научной дипломатии и ведение мониторинга (с применением информационно-

аналитических технологий) в рамках будущей ИАС «МНТС» состояния, перспектив и «лакун» для развития научной дипломатии России - с предоставлением информации «научным дипломатам» РФ.

Дальнейшей задачей проекта было исследование мировых трендов научно-технологического развития по перспективным направлениям исследований и разработок. Данная работа была проведена как по наукометрическим показателям (международным системам научного цитирования для выявления перспективных областей), так и по патентным ландшафтам и информации для выявления потенциальных рынков, барьеров выхода на них и (или) возможностей кооперации, в том числе на взаимовыгодной финансовой основе в сфере технологического трансфера.

В части анализа мировых трендов, лидеров научно-технологического развития и текущего состояния МНТС России с отдельными странами Исполнителем был определен перечень перспективных направлений исследований и разработок, основу которого составили перспективные направления исследования и разработок, включенные в действующий Прогноз научно-технологического развития на период до 2030 года (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 года).

Для выполнения задачи определения целевых стран для МНТС Российской Федерации исполнитель исследовал потоки экспорта и импорта технологий по странам была проанализирована информация базы данных ОЭСР. Данные российской внешней торговли технологиями и услугами технологического характера по странам были получены на основе сведений федерального статистического обследования Росстата. На основе статистических данных было произведено ранжирование стран по объемам поступлений от экспорта и выплат по импорту технологий и определены страны-лидеры во внешней торговле технологиями, а также потенциально благоприятные для России национальные рынки технологий. Были выявлены специфические особенности и барьеры российского трансфера технологий.

Далее были определены целевые стран МНТС Российской Федерации в разрезе групп стран:

 промышленно-развитые;

 развивающиеся;

 приоритетные с точки зрения приграничного и регионального развития, на основе обобщения доступных данных:

 объемов экспорта и импорта высокотехнологичной продукции (товаров, услуг) для выявления приоритетов кооперации в сфере инноваций;

 нормативного и технического регулирования;

 политических и стратегических документов, определяющих вызовы и приоритеты каждой из стран, их сопоставление с «большими вызовами» и приоритетами научно-технологического развития СНТР;

 исследовательской, инженерной и производственной инфраструктуры и возможности взаимовыгодной кооперации в сфере ее использования и

(или) развития;

 принадлежности к политическим и экономическим межгосударственным союзам и объединениям, политических и стратегических документов каждой из стран

Данное исследование было дополнено анализом мировых лидеров научно-технологического развития по перспективным направлениям исследований и разработок, который был проведен как в разрезе стран, так и университетов, научно-исследовательских организаций и высокотехнологичных компаний. Авторы привели описания патентных ландшафтов, подготовленные с применением текст-майнингового подхода к экспресс-картированию рынков, обогащенного техниками машинного синтаксического анализа текстов в дополнение к традиционным для текст-майнинга статистическим инструментам. Подход заключался в извлечении из анализируемых текстов (в данном случае из патентной базы данных и из массива релевантных публикаций в глобальной отраслевой периодике, доступной в формате онлайн-ресурсов) специальной терминологии и анализа плотности употребления, иными словами, статистики встречаемости предметных терминов, обозначающих рынки либо косвенно с ними связанных.

Комбинации патентного и наукометрического подхода к анализу трендов позволила выявить ключевые мировые тенденции в МНТС и подготовить базу для последующих рекомендаций по приоритизации целевых стран и технологий.

Для реализации следующей задачи авторы проанализировали текущее состояние международного научно-технического сотрудничества, которое характеризуется интенсивным ростом и расширением нормативно-правовой базы двусторонних и многосторонних соглашений в области науки и технологий, реализацией ряда масштабных программ поддержки научных исследований и запуском совместных научно-исследовательских проектов по ряду перспективных направлений исследований и разработок и странах-приоритетах внешней политики Российской Федерации. В исследовании выявлено, что наряду с большим количеством двусторонних межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве с более чем 40 странами мира, действуют подписанные Минобрнауки России межведомственные соглашения в области науки и технологий. Документы, регламентирующие многостороннее научно-технологическое сотрудничество на международном уровне представлены рядом многосторонних соглашений в рамках таких межгосударственных объединений, как БРИКС, ЕС, СНГ (включая многосторонние соглашения между государствами-членами Союза. Прочной нормативно-правовой базой международного научно-технического сотрудничества располагает Российская академия наук (РАН), которой были подписаны двусторонние соглашения о научно-техническом сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательским организациями из более чем 50 государств. Активную деятельность по развитию нормативно-правовой базы проводят такие российские фонды, как Российский фонд

фундаментальных исследований (РФФИ), Российский научный фонд (РНФ), Фонд содействия инновациям (двустороннее сотрудничество ведется более чем с пятью государствами, также идет взаимодействие в рамках международных инициативах ЕС и БРИКС и др.)

Данный пункт исследований был далее дополнен анализом научно-технического сотрудничества с международными организациями, которыми стали две авторитетные международные организации: Организация экономического сотрудничества и развития и Европейская организация по ядерным исследованиям. Было выявлено, что данный аспект МНТС имеет две ключевых особенности, обусловленных одним из 3х статусов страны по отношению к международной организации (полноправного члена, ассоциированного члена и наблюдателя). Наличие одного из этих статусов определяет права и обязанности страны по отношению к международной организации, как в части вопросов финансирования деятельности организации и участия в формировании ее программы работ, так и возможности для граждан страны занимать должности в штате организации.

Данное исследование показало, что ОЭСР проводит исследования, ориентированные на изучение и выявление проблем в сфере научно-технической и инновационной политики, являющихся либо системными, то есть влияющими на социальное и экономическое развитие стран – членов и наблюдателей ОЭСР, либо структурными, влияющими на развитие науки, технологий и инноваций. В обоих случаях к основным задачам в контексте научного, научно-технического и инновационного сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР следует отнести активизацию участия представителей России в работе Комитета ОЭСР по научно-технической политике и его рабочих органов. В частности, следует повысить уровень научных и экспертных компетенций российских представителей, и обеспечить участие профильных ученых и экспертов в сессиях Рабочей группы по биотехнологии, нанотехнологии и конвергентным технологиям. Учитывая задачи, поставленные в Стратегии научного и технологического развития Российской Федерации, направленные на развитие МНТС по созданию на территории России научной инфраструктуры мирового уровня и привлечению инвестиций в сферу российской науки, представляется важным активизировать участие российских ученых и представителей Минобрнауки, имеющих полномочия принимать решения в данном вопросе, в работе Глобального научного форума ОЭСР. В виду того, что при выполнении программы работ КНТП ОЭСР практически все отчеты и итоговые материалы включают предложения в части инновационной политики, представляется целесообразным привлекать к участию в проектах РГ БНКТ представителей российских коммерческих структур, реализующих свою деятельность в области биотехнологий и нанотехнологий.

В случае ЦЕРН, поскольку в настоящее время Россия не является членом организации и по этой причине участие российских ученых на данный момент возможно только в рамках отдельных проектов, а также совместных конкурсов на проведение исследований и разработок. Тем не

менее исследование показало, что сотрудничество России и ЦЕРН в целом находится на удовлетворительном уровне. Задачи активизации научного, научно-технического и инновационного сотрудничества Российской Федерации с ЦЕРН обусловлены тем, что в ближайшем будущем Россия приобретет статус ассоциированного члена ЦЕРН, что даст возможность российским организациям и предприятиям принимать участие в закупках ЦЕРН (контракты на производство оборудования, поставки материалов, выполнение исследований), а российским ученым и инженерам даст возможность участвовать в конкурсах на замещение должностей в штате ЦЕРН. В связи с этим необходимо ускорить, по возможности, получение Россией статуса ассоциированного члена ЦЕРН и переход к новой модели сотрудничества Россия-ЦЕРН. При формировании совместных с ЦЕРН конкурсов сделать акцент на предложении таких тематических проектов, которые в будущем дадут возможность привлечь инвестиции в научно-техническую и инновационную системы России, например, проекты по созданию приборов для регистрации потоков элементарных частиц, по разработке различных детекторов для установок ЦЕРН и др.

На основании данных работ авторы провели обзор современного состояния международных организаций как узлового элемента научно-исследовательской инфраструктуры в мире. Исследование показало, что международная межправительственная организация является чрезвычайно эффективным инструментом институализации международных научных проектов, в особенности класса мегасайенс. Такая форма МНТС чрезвычайно стабильна, минимальным образом зависит от меняющейся политической ситуации, и поэтому имеет большой потенциал как инструмент научной дипломатии. Главным её недостатком является чрезвычайная сложность процесса и зависимость от общеполитической ситуации в мире. Тем не менее, при определенных условиях (чрезвычайно большой масштаб проекта, высокая заинтересованность многих государств в его реализации и их готовность сделать большие интеллектуальные, материальные, финансовые инвестиции, благоприятные политические обстоятельства), создание и эксплуатация одной единственной инфраструктуры класса мегасайенс могут быть осуществлены в формате специально созданной международной организации.

Исследование в рамках задачи оценки эффективности действующих форм и инструментов МНТС показала, что для реализации и поддержки совместных программ и проектов в рамках региональных объединений, межгосударственных объединений и отдельно взятых стран разрабатываются и используются различные инструменты, основными из которых являются:

 рамочные программы многостороннего сотрудничества,

 программы сотрудничества в рамках межгосударственных объединений,

 межгосударственные целевые программы.

Эти инструменты реализации и поддержки совместных программ и проектов учитывают научно-технологический потенциал стран,

географический фактор, специфику двустороннего и многостороннего взаимодействия. Каждый из них предполагает использование конкретных механизмов, набор которых определяет тип мероприятий, реализуемых в рамках конкретного инструмента.

Оценка эффективности совместных программ и проектов строится на базе оценки эффективности их реализации в рамках каждого из приведенных инструментов поддержки совместных программ и проектов. Для оценки эффективности реализации совместных программ и проектов составлен перечень критериев, определяющих специфику реализации совместных программ и проектов, предусмотренных в каждом из инструментов по их поддержке. Сформированный перечень критериев включает следующие параметры:

 открытость для присоединения к участию в совместных программах и проектах;

 приоритетные направления реализации совместных программ и проектов;

 способ и объем финансирования совместных программ и проектов;

 участники совместных программ и проектов;

 механизм поддержки совместных программ и проектов;

 количество поддержанных совместных проектов и их объемы.

Каждый инструмент МНТС был далее проанализирован по данным критериями и оценен на предмет эффективности с точки зрения задач проекта.

Реализация задачи анализа потребностей и возможностей расширения доступа к исследовательским инфраструктурам стран БРИКС показала, что перечень инфраструктуры стран БРИКС, предложенных для включения в единую инфраструктурную сеть, должен быть существенно расширен для того, чтобы представленные в сети объекты инфраструктуры обеспечивали возможности для проведения научных исследований во всех приоритетных областях, определенных Стратегией экономического партнерства БРИКС. Наибольшим потенциалом по расширению и развитию международных коопераций обладают исследовательские инфраструктуры в Китае и Бразилии, которые в настоящий момент в большей степени ориентируются на собственные ресурсы при проведении научных исследований. В других странах в настоящий момент широко развита практика работы в широких научных коллективах, в состав которых входят представители различных научных организаций как на национальном, так и на межнациональном уровне. Наибольшим же потенциалом для развития межнационального сотрудничества обладают области, в которых у стран накоплен значительный научный потенциал, который можно оценить по числу научных публикаций. Для России таким областями являются инженерные науки, физика и астрономия, материаловедение. В этих сферах Россия является одним из лидеров среди стран БРИКС и готова принимать представителей других стран – участниц на свои инфраструктуры. При этом для развития других

научных направлений, в которых у России более слабые позиции, могут использоваться других формы кооперации, в том числе стажировки на ведущих мировых объектах российских ученых. При этом на уровне страны должна быть принята система мероприятий, которая бы стимулировала возвращение ученых, прошедших стажировки, в российские научные организации.

Существенный потенциал в расширении доступа к инфраструктурам БРИКС наблюдается в повышении их информационной открытости. В настоящий момент официальные интернет-порталы исследовательских инфраструктур практически на содержат информацию о политиках доступа к их ресурсам, либо содержат информацию исключительно на национальном языке. Это в значительной степени препятствует реализации межнациональных проектов. Для корректировки данной ситуации на базе всех инфраструктур BRICS GRAIN должны быть приняты политики доступа, положения которых должны присутствовать на официальных сайтах этих организаций. Кроме того, может быть создан единый информационный ресурс BRICS GRAIN, содержащий обновляемую на постоянной основе информацию о возможностях доступа на инфраструктуры для участия в научных исследованиях, использования открытых данных, прохождении стажировок и т.п.

Следующей задачей исследования была оценка возможности Привлечения российской научной диаспоры для развития науки в России как важнейшей составляющей МНТС. Анализ показал, что цикл воспроизводства научных кадров носит долгосрочный характер, а источники пополнения кадрового потенциала в его наиболее квалифицированной части немногочисленны. Ситуация, сложившаяся в российской науке, не дает оснований надеяться на возвращение в нее подавляющего большинства ученых, выехавших за рубеж. Вместе с тем опыт и знания российской научной диаспоры могут быть использованы в виде приглашений известным российским ученым, проживающим за рубежом, возглавить научные исследования российских научных коллективов, а также организовать проведение в России научных семинаров для интенсивного повышения научного кругозора, освоения новых научных методик российскими исследователями. Это позволит обеспечить развитие устойчивого и эффективного взаимодействия с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе, закрепление их в российской науке и образовании, использование их опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки, образования и высоких технологий. Опыт других стран показывает, что для полного возвращения уехавших нужны значительные финансовые вложения и создание новых организационных структур, поскольку имплантация возвращающихся ученых в традиционные институты вызывает массу проблем, в том числе и социально-психологического характера. При “частичном возвращении” некоторые финансовые вопросы стоят не так остро - например, ученому важнее не заработная плата, которую он продолжает получать за рубежом, а

средства на организацию лаборатории, зарплату сотрудникам, покупку приборов и реактивов.

В результате проделанной коллективом авторов работе было выявлено, что для создания государственно-общественной системы по вовлечению научных работников, в свое время уехавших в поисках лучших условий за рубеж, в научную и инновационную деятельность в России необходима система продуманных мер. Принятая в 2009 году Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» лишь в незначительной степени была способна решить данную проблему и может рассматриваться как предварительный этап. Это обусловлено не столько уровнем отпущенных на данные мероприятия средств, сколько с состоянием самой российской научной диаспоры и с трудностями ее совместной работы с российскими коллегами ввиду их научной отсталости во многих сферах и отсутствия современного оборудования. Данная проблема на государственном уровне в полной мере решится не может, поэтому, необходимо подключение эффективных социальных технологий, направленных на построение и использование в целях развития отечественной науки, образования и инновационной экономики социальных сетей. Такие сети уже существуют на Западе и доказали свою эффективность. В России следует, осторожно подходя к их прямому копированию, учитывая менталитет российских ученых и активно подключая заинтересованный бизнес, строить подобные социальные сети, которые будут выполнять не только функции привлечения (к совместным проектам), но и мониторинга состояния российской научной диаспоры и ее консолидации.

По итогам проведенных работ, Исполнителем была реализована задача разработки комплекса рекомендаций по определению приоритетов научно-технического сотрудничества Российской Федерации в контексте мировых технологических трендов и возможностей научно-технологической инфраструктуры трансфера технологий. Рекомендации включали в себя положения по формированию системы прогностических оценок для фиксации изменения мировых трендов, перспективные направления использования научно-технологической инфраструктуры трансфера технологий и предложения по формированию актуализированной ранжированной системы приоритетов научно-технического сотрудничества РФ.

Для разработки рекомендаций по перспективным направлениям использования научно-технологической инфраструктуры трансфера технологий были рассмотрены субъекты научно-технологической инфраструктуры трансфера технологий, разработаны рекомендации по формированию моделей и перспективным направлениям использования (задачам) центров трансфера технологий на уровне регионов, отраслей и организаций.

Формирование прогностических оценок, позволяющих фиксировать изменения мировых трендов, дает возможность исследователям на ранних

этапах отслеживать изменения в научно-технологических, экономических, социальных и других тенденциях. При этом подчеркивается, что приоритеты научно-технического сотрудничества Российской Федерации должны отражать перспективные направления исследований и разработок, реализация которых позволит решить стратегические проблемы социально-экономического развития в соответствии с изменениями мировых технологических трендов.

Авторы отмечают, что в практике ведущих стран при отборе приоритетов используется методология форсайта, позволяющая выявить наиболее перспективные области развития исследований и разработок, а также опередить необходимые меры научно-технической и инновационной политики для их эффективной реализации. Наиболее часто для форсирования системы приоритетов используется инструмент критических технологий, методологическая основа которого в значительной степени была сформирована в США и во Франции. Помимо этого, в международной практике используются методы библиометрического и патентного анализа, анализа больших данных сканирования трендов, а также широкий спектр различных экспертных процедур, включая: формирование экспертных панелей, проведение интервью, опросов, модерируемых дискуссий.

В вопросе создания эффективной системы патентно-лицензионной деятельности предложено уделить повышенное внимание формированию и внедрению новых моделей трансфера технологий, направленных на решение следующих ключевых задач:

1. Приближение процесса разработки новых технологий к реальным потребностям производства и сферы услуг.

2. Создание условий для капитализации (включения стоимости нематериальных активов в долгосрочные активы организаций) и использования интеллектуальной собственности.

3. Поддержка малых и средних предприятий (старт-ап и спин-офф компаний), как созданных в рамках 217-ого ФЗ, так и имеющих собственные разработки.

4. Поддержка процессов интеграции в мировой рынок интеллектуальной собственности, экспорта технологий, включая

5. Развитие системы защиты интеллектуальных прав.

6. Активизация участия университетов в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в области интеллектуальной собственности.

Также отмечается, что в данном контексте достаточно перспективной является форма распределенного консорциума в виде стратегического партнерства различных организаций без образования нового юридического лица (по типу европейских Innovation Relay Centres). Форма требует минимальных затрат при осуществлении деятельности и обладает при этом гибкостью структуры, обеспечивающей интеграцию усилий университетов, научных центров, малых инновационных предприятий, производственных компаний, широкого круга специалистов с различными компетенциями для

реализации инновационных проектов и трансфера технологий, в том числе на глобальные рынки.

Также выделены важнейшие задачи стратегических партнерств при реализации приоритетов МНТС. Определена необходимость структурирования приоритетов в иерархическом виде и осуществления процесса отбора не только на уровне отдельных крупных направлений исследований и разработок, но и на уровне отдельных тематических областей, входящих в их состав.

В зависимости от потенциала реализации отдельных направлений исследований и разработок в Российской Федерации по сравнению с другими странами могут быть выделены разные типы приоритетов по степени заинтересованности государств в сотрудничестве друг с другом. Меры реализации приоритетов также должны быть специфицированы с учетом их типа.

Наконец, в рамках решения последней задачи первого этапа проекта исполнителем были сформированы предложения по совершенствованию инструментов мониторинга системы взаимоотношений РФ с международной научно-технологической средой.

При подготовке предложений по совершенствованию инструментов мониторинга системы взаимоотношений РФ с международной научно-технологической средой был проведен анализ организации и проведения подобных исследований, существующих ныне, включая доступные материалы Минобрнауки России, других ведомств и организаций, участвующих в разработке и реализации научно-технической и инновационной политики. В результате анализа был сделан вывод, что в настоящее время в России отсутствует скоординированная система сбора, обобщения и анализа информации от всех участников этих процессов и масштабах их сотрудничества с зарубежными организациями. В результате остаются неизвестными общие масштабы сотрудничества Российской Федерации (ее различных организаций и исследователей) с международным сообществом и весь круг его участников. Не рассчитываются такие важные показатели, как общее количество проектов, выполненных в сотрудничестве с зарубежными партнерами; затраты на исследования и разработки, выполненные в международном партнерстве, с российской стороны и со стороны зарубежных партнеров; мобильность научных кадров в разрезе стран, видов работ (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), областей наук и программ за отчетный период и другие ключевые показатели международного научно-технического сотрудничества. Не проводятся международные сопоставления показателей МНТС

Для решения этой проблемы разработаны предложения по совершенствованию инструментов мониторинга системы взаимоотношений РФ с международной научно-технологической средой. В целях организации комплексного мониторинга системы взаимоотношений РФ с международной научно-технологической средой (далее мониторинг) необходимо:

‒ определить цель мониторинга;

‒ выделить основные решаемые задачи и выполняемые работы;

‒ разработать научно-методический инструментарий, включая систему показателей;

‒ подготовить предложения по организационному сопровождению.

Результаты мониторинга должны регулярно отражаться в различных информационных и аналитических материалах, и использоваться для разработки государственной политики и принятия управленческих решений в сфере МНТС, а также дальнейшего проектирования и создания системы информирования научного и бизнес-сообщества о перспективах развития и реализации потенциала различных направлений сотрудничества. Результаты мониторинга также должны отражаться в информационно-аналитической системе МНТС, которая создается под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, и основной целью которой является хранение, систематизация и обеспечение доступа к информации участникам МНТС.

Многие из полученных результатов имеют признаки инновационности и научной новизны. В частности, впервые комплексно была проанализирована структура стратегических документов в сфере МНТС, принятых в развитых странах Европы, АТР (включая США и Канаду), Латинской Америки и странах БРИКС и создана их классификация; проанализированы возможности и роль «научной дипломатии» в процессах МНТС и выработаны определенные рекомендации по развитию данного направления в РФ; обновлены данные по существующим мировым трендам в области МНТС и перспективным разработкам на патентном ландшафте; разработан комплекса рекомендаций по определению приоритетов научно-технического сотрудничества Российской Федерации в контексте мировых технологических трендов и возможностей научно-технологической инфраструктуры трансфера технологий.

Данные результаты проведенных работ позволили полностью охватить все требуемые элементы исследований, заложенные в требованиях заказчика, и заложить фундамент для выполнения второго этапа проекта.

 
Действия с Документом